Рецензия

МИР БИНАРЕН

Рецензия на книгу Жана Эс Эйч «Как убить президента или двойной футляр для фортепьяно».
Книга I. Фактор Бога

Иезуитов Андрей Николаевич (1931) — гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик, всемирно известный учёный-новатор и первооткрыватель, создатель принципиально новой в истории человечества «философии взаимодействия («биализм»)» — философии ХХI века. Номинант на Нобелевскую премию (2013, 2014) за «философию взаимодействия».

В метафорическом выражении «Двойной футляр» содержится идея исторически двойного повествования, осуществленная автором двух историко-повествовательных планов: современности и древности. «Фортепиано» — человеческая жизнь, на «клавишах» которой играет судьба во все исторические времена. В самом названии романа «Фактор Бога» тоже изначально задана такая двойственность. «Фактор» — понятие современное. «Бог» — понятие исторически древнее, исконное для всего человечества.

Автор фактически является создателем нового в мировой литературе особого эпического жанра — «бинарного романа», в котором постоянно и многоуровнево органично взаимодействуют две романных ипостаси: одна — изображение со временной, реальной и вымышленной страны Фламингии, другая — изображение античности (Древний Египет, Древний Рим). Взаимодействие двух романов в одном осуществляется многообразно: через устойчивую и жизненно значимую для них проблематику, свойственную, казалось бы, самым разным историческим эпохам; через композиционно-сюжетное построение бинарного романа. Сходство ситуаций, жизненных поворотов в судьбе персонажей каждого из романов через генетическое родство их героев и сквозную для всего романа в целом типологически значимую деталь, реально связывающую разные эпохи (символически-родовой перстень). Неизменно сущностным для всех исторических эпох, показывает автор, является проблема «власть и деньги», внутренне разрушительная для исторически самых разных персонажей. Жажда власти не останавливается ни перед каким преступлением. Деньги, в свою очередь, оправдывают любое преступление. Это очень горькая, но всемирная закономерность, исторически непреходящая и весьма поучительная для нашей современности.

Автор фактически является создателем нового в мировой литературе особого эпического жанра — «бинарного романа», в котором постоянно и многоуровнево органично взаимодействуют две романных ипостаси: одна — изображение со временной, реальной и вымышленной страны Фламингии, другая — изображение античности (Древний Египет, Древний Рим). Взаимодействие двух романов в одном осуществляется многообразно: через устойчивую и жизненно значимую для них проблематику, свойственную, казалось бы, самым разным историческим эпохам; через композиционно-сюжетное построение бинарного романа. Сходство ситуаций, жизненных поворотов в судьбе персонажей каждого из романов через генетическое родство их героев и сквозную для всего романа в целом типологически значимую деталь, реально связывающую разные эпохи (символически-родовой перстень). Неизменно сущностным для всех исторических эпох, показывает автор, является проблема «власть и деньги», внутренне разрушительная для исторически самых разных персонажей. Жажда власти не останавливается ни перед каким преступлением. Деньги, в свою очередь, оправдывают любое преступление. Это очень горькая, но всемирная закономерность, исторически непреходящая и весьма поучительная для нашей современности.

Сам Бог был всегда значительно более снисходительным и менее требовательным по отношению к человеку, который, тем не менее, слабо выполнял и выполняет эти немногие требования, нежели люди, объявлявшие и объявляющие себя служителями Бога и толкующие Его волю. Они канонически беспощадны. Таков исторический опыт, с которым нельзя не считаться в наши дни, при самых разных философских убеждениях. Писателем созданы выразительные и запоминающиеся образы различных персонажей, исторически точные и художественно впечатляющие. Роман написан лаконичным, внутренне насыщенным, пластичным и метафорически-объемным языком. Перед нами только первая часть, судя по всему, длительного и много проблемного, исторически широко разворачиваемого автором повествования. Читатель будет с обоснованным интересом и нетерпением ждать продолжения этого увлекательного и поучительного во многих отношениях истинно художественного произведения.

Иезуитов Андрей Николаевич (1931) — гранд-доктор философии, доктор филологических наук, профессор, академик, всемирно известный учёный-новатор и первооткрыватель, создатель принципиально новой в истории человечества «философии взаимодействия («биализм»)» — философии ХХI века. Номинант на Нобелевскую премию (2013, 2014) за «философию взаимодействия».

В метафорическом выражении «Двойной футляр» содержится идея исторически двойного повествования, осуществленная автором двух историко-повествовательных планов: современности и древности. «Фортепиано» — человеческая жизнь, на «клавишах» которой играет судьба во все исторические времена. В самом названии романа «Фактор Бога» тоже изначально задана такая двойственность. «Фактор» — понятие современное. «Бог» — понятие исторически древнее, исконное для всего человечества.

Автор фактически является создателем нового в мировой литературе особого эпического жанра — «бинарного романа», в котором постоянно и многоуровнево органично взаимодействуют две романных ипостаси: одна — изображение со временной, реальной и вымышленной страны Фламингии, другая — изображение античности (Древний Египет, Древний Рим). Взаимодействие двух романов в одном осуществляется многообразно: через устойчивую и жизненно значимую для них проблематику, свойственную, казалось бы, самым разным историческим эпохам; через композиционно-сюжетное построение бинарного романа. Сходство ситуаций, жизненных поворотов в судьбе персонажей каждого из романов через генетическое родство их героев и сквозную для всего романа в целом типологически значимую деталь, реально связывающую разные эпохи (символически-родовой перстень). Неизменно сущностным для всех исторических эпох, показывает автор, является проблема «власть и деньги», внутренне разрушительная для исторически самых разных персонажей. Жажда власти не останавливается ни перед каким преступлением. Деньги, в свою очередь, оправдывают любое преступление. Это очень горькая, но всемирная закономерность, исторически непреходящая и весьма поучительная для нашей современности.

Автор проявляет незаурядную эрудицию. Роман глубоко мотивированно насыщен различными конкретно-историческими и малоизвестными материалами, относящимися к древности и знаменательными в наши дни. Жестокость являлась в древности нормой жизни. Исторический опыт убеждает, что насилие и жестокость никогда не были в состоянии реально решить никакую жизненно значимую проблему. Композиционно-сюжетное построение романа держит читателя в постоянном внутреннем напряжении (ожидаема неожиданность происходящего). При этом занимательность имеет под собой разностороннее психологическое и конкретно-историческое обоснование. Что касается «Фактора Бога», другими словами, роли и участия Бога в жизни человека и человечества, то, опираясь на исторические религии и различные мифологические представления, автор приходит к принципиально важному выводу.

Сам Бог был всегда значительно более снисходительным и менее требовательным по отношению к человеку, который, тем не менее, слабо выполнял и выполняет эти немногие требования, нежели люди, объявлявшие и объявляющие себя служителями Бога и толкующие Его волю. Они канонически беспощадны. Таков исторический опыт, с которым нельзя не считаться в наши дни, при самых разных философских убеждениях. Писателем созданы выразительные и запоминающиеся образы различных персонажей, исторически точные и художественно впечатляющие. Роман написан лаконичным, внутренне насыщенным, пластичным и метафорически-объемным языком. Перед нами только первая часть, судя по всему, длительного и много проблемного, исторически широко разворачиваемого автором повествования. Читатель будет с обоснованным интересом и нетерпением ждать продолжения этого увлекательного и поучительного во многих отношениях истинно художественного произведения.

Россия, СПб, 14.11.2011г.

Гранд-доктор философии,  д.фил.н.,
проф., академик А.Н. Иезуитов